О том, что Владимир Высоцкий был актёром московского Театра на Таганке, сегодня не знает, пожалуй, только тот, кто и имени такого не слыхал. Читающей публике меньше известно о работе Высоцкого в других московских театрах – имени Пушкина и Театре миниатюр. Лишь специалисты-высоцковеды знают о том, что один-единственный раз он выходил на сцену в качестве актёра "Современника".

А ведь ничего этого могло бы и не быть, если бы стал Высоцкий артистом ростовского театра имени Ленинского комсомола. Была у него такая возможность, и кто знает, как сложилась бы его судьба. Впрочем, обо всём по порядку.

25 апреля 1960 года Высоцкий зарегистрировал свой брак с молодой актрисой И.Жуковой. Его жена окончила Школу-студию МХАТ в 1958 г. и два года работала в киевском театре имени Леси Украинки. Главный режиссёр театра М.Романов знал о существовании Высоцкого, поскольку тот частенько приезжал в Киев навестить жену. На сцене, однако, Романов Высоцкого не видел, но, тем не менее, в силу каких-то причин наотрез отказался принять его в свой театр.

Супруги, естественно, хотели работать вместе, и в 1960 г., накануне окончания Высоцким Школы-студии МХАТ его жена уволилась из киевского театра и приехала в Москву.

У Высоцкого шли переговоры с несколькими московскими театрами, но только главный режиссёр Театра имени Пушкина Б.Равенских пообещал принять его на работу вместе с женой. Однако у молодой актрисы сразу не сложились отношения с главным режиссёром, в итоге – в списке принятых в театр её имени не оказалось.

Через много лет И.Высоцкая рассказывала: "Я уехала в Ростов-на-Дону весной 61-го года... Володя прилетал ко мне. А потом он был на гастролях с Театром Пушкина. Приехал в Ростов на крыше вагона, между прочим. Я пришла встречать Володю, все выходят – его нет. Мне говорят: "А твой сидит на крыше...". Ему интереснее было на крыше приехать.

И он ездил с нашим театром на выездные спектакли, когда был свободен. И лазал за яблоками, и его схватили – под ружьём привела охрана. Были всякие такие дерзкие поступки. В совхозе увидел очень красивое яблочко – и полез. И потом они сидели с этим дедом, очень мирно беседовали на деревенском крылечке".*1

В другом интервью И.Высоцкая вспоминала: "Володя всерьёз строил планы театрального завоевания этого города. Помню его письмо: "Всё телевидение будет наше!". Он собирался работать в нашем театре, и главный режиссёр Ленкома Константин Христофорович Шахбазиди что-то, по-моему, предусмотрел для Володи при распределении ролей на спектакль "Красные дьяволята".*2

Так запомнилось то время И.Высоцкой... Совсем иное говорили бывшая завлит ростовского театра имени Ленинского комсомола Г.Скрёбова и бывшая актриса того же театра В.Шурховецкая в беседах с ростовской журналисткой Н.Почикаевой. По их словам, К.Шахбазиди работал в театре вовсе не главным режиссёром, а заведующим постановочной частью. То есть, попросту говоря, был завхозом и никаких творческих планов иметь не мог. Во-вторых, как уверенно заявляли интервьюируемые, спектакль "Красные дьяволята" в "Ленкоме" никогда не ставился. Похоже, что о театральных планах Высоцкого, связанных с Ростовом, следует говорить с большой осторожностью...

Итак, в 1961 году Высоцкий неоднократно бывал в Ростове, в том числе и на гастролях. С уверенностью, однако, можно сказать, что ростовчанам он не запомнился. Формально говоря, на тот момент Высоцкий участвовал в восьми спектаклях, фактически же он был занят либо в массовках, либо в крошечных эпизодах.

Исключение составляла лишь роль Лешего в спектакле "Аленький цветочек" по сказке С.Аксакова. Как позднее вспоминал один из ведущих актёров театра С.Бубнов, "Володя очень оригинально играл Лешего, с присущими ему, может быть, даже элементами хулиганства... Тогда он был ещё молодым актёром и, сыграв Лешего, показал себя великолепным характерным актёром".*3

Неизвестно, однако, показывался ли Высоцкий в этой роли в Ростове. Во всяком случае, в положительной, в целом, рецензии на спектакль, помещённой в ростовской газете "Комсомолец" 30 августа 1961 г., фамилия Высоцкого не упомянута.

Гастроли театра имени Пушкина начались для Высоцкого с события весьма неприятного. Рассказывает бывший актёр этого театра, ныне работающий в рижском Театре русской драмы Е.Иванычев:
"На гастролях в Ростове-на-Дону нас однажды обокрали. Мы приехали, отправились сразу на пляж, бросили шмотки и пошли купаться. А когда вернулись, то не обнаружили ни часов, ни кошельков, где была вся зарплата. Назанимали денег. И он улетёл на съёмки фильма "713-й просит посадки"".*4

В приводимом отрывке, пожалуй, самым важным является упоминание того, что Высоцкий во время гастролей летал на съёмки фильма. До сих пор в литературе нигде не встречалась информация, что Высоцкий отлучался из города во время гастролей.

Кроме Ростова, Театр имени Пушкина давал спектакли в парке культуры и отдыха города Шахты. Работавший в те времена в театре В.Буров сообщил высоцковеду В.Тучину, что Высоцкий был среди тех, кто ездил выступать в Шахты. Правда, единственное, что запомнилось из той поездки Бурову (возможно, и Высоцкому), это поражающее воображение количество пива, поглощаемое шахтёрами.*5

В следующий раз в Ростовской области Высоцкий оказался через десять лет, в мае 1971 года. В личной библиотеке его хранилась книга "Льды уходят в океан" с дарственной надписью от автора: "Большому поэту, замечательному актёру, человеку большой души – Владимиру Высоцкому – на добрую память. П.Лебеденко. Ст. Мелеховская Войска Донского, май 1971 г.".*6

Сохранилась фотография Высоцкого, сделанная в тот раз, – с водными лыжами. Высказывались предположения, что этот снимок сделан не в мае, а позднее. Может быть, и впрямь май в тот год был неподходящим временем для занятия водным спортом?

Я проверил по архивам погоду на Дону. Оказалось, что в 1971 году жара до 30 градусов началась уже в апреле, в мае температура немного понизилась, но все ещё оставалась высокой, первый дождь прошёл лишь 20-го числа.

Высоцкий же, согласно табелю занятости в театре, в мае 1971 г. имел пять свободных дней – с 11 по 15-е. Таким образом, мы точно устанавливаем, когда была сделана та фотография.

В кругах высоцковедов ходили слухи, что в те дни Высоцкий ездил в Шахты и встречался со знаменитым тяжелоатлетом, многократным чемпионом Европы, мира и Олимпийских игр В.Алексеевым. Я позвонил Василию Ивановичу, и тот подтвердил информацию: "Да, летом 1971 года мы встречались с Высоцким, когда он три дня жил у нас на Дону. Я не записывал, конечно, но, кажется, это было в августе. Высоцкий жил на даче у тогдашнего первого секретаря горкома, страстного его поклонника. Мы тогда вместе песни пели, записывались на "Грюндик". Записи остались у хозяина дачи, но он давно умер, и сохранились ли записи, я не знаю".

Я спросил В.Алексеева, ходил ли Высоцкий на его тренировки или выступления. Ответ на этот вопрос был отрицательным. Тем не менее, общение с Алексеевым не прошло для Высоцкого бесследно. В том же 1971 году им была написана ныне широко известная песня "Штангисту" ("Как спорт поднятье тяжестей не ново..."). В авторской рукописи текст начинается с посвящения: "Алексееву Василию – самому сильному человеку в мире".

Примерно в то же время было написано и шуточное стихотворение "С общей суммой шестьсот пятьдесят килограмм...". Оно тоже о штангисте, жена которого требует вещи взаимоисключающие – весить всё меньше, но при этом поднимать всё больший вес. Нетрудно предположить, что и это стихотворение написано под влиянием знакомства с В.Алексеевым.

Я проверил слова В.Алексеева о том, что его встреча с Высоцким, возможно, состоялась в августе. Думается, это маловероятно. Известно, что в начале месяца Высоцкий был в подмосковном Доме отдыха, затем улетел в Прибалтику. С 12 по 26 августа он вместе с Мариной Влади был на теплоходе "Шота Руставели", а с 27-го августа – в Москве. В это расписание поездку на Дон просто невозможно втиснуть.

По словам В.Алексеева, станица Мелеховская расположена от Шахт примерно в 30 километрах, так что доехать до неё и встретиться с Лебеденко (видимо, по его приглашению Высоцкий и отправился в станицу) труда не составляло.

В третий – и последний – раз Высоцкий был в Ростовской области в октябре 1975 г. вместе с Театром на Таганке. "Таганка", выступавшая в помещении драматического театра имени Горького, представляла четыре спектакля: "Добрый человек из Сезуана", "Антимиры", "Павшие и живые" и "Деревянные кони". Высоцкий участвовал в первых трёх, так что нагрузка у него была значительной, к тому же во время гастролей он на пару дней улетал на съёмки фильма "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил".

Тем не менее, несмотря на столь значительную занятость, Высоцкий успевал ещё и выступать с концертами. Обстоятельства пребывания Высоцкого в Ростове в 1975 году хорошо изучены В.Громовым и Л.Симаковой, чьи интервью с людьми, общавшимися с Высоцким в те дни, опубликованы в киевской газете "Высоцкий: время, наследие, судьба" (1995 г., №20 и 22). Нам остаётся только рассказать о событиях тех дней в хронологической последовательности.

4 октября с утра Высоцкий дал концерт на заводе "Ростсельмаш", а вечером участвовал в спектакле.

5 октября, по воспоминаниям В.Ханчина (давнего знакомого Высоцкого, автора книги воспоминаний "Носил он совесть близко к сердцу", вышедшей в Самаре в 1997 году), Высоцкий в компании с самим Ханчиным, а также артистом И.Бортником и яхтсменами, приятелями Ханчина, плавал на катере по Дону. "Остановились за городом. Была уха... На катере проплавали часа три, а вернулись уже на яхте... Пешком поднялись в гостиницу, посидели с полчаса, потом – на спектакль и обратно".*7

6 и 7 октября концертов у Высоцкого не было. В первый из этих дней он, как мы увидим ниже, участвовал в выездном спектакле театра в Таганроге, а 7-го, очевидно, ездил на съёмку фильма "Как царь Пётр арапа женил".

8 октября (по датировке украинского высоцковеда В.Ковтуна) Высоцкий дал концерт в областной санэпидстанции. Сохранилась фонограмма и фотографии того концерта. Среди коллекционеров было принято считать, что это выступление состоялось 1-го октября, – дата даже высечена на мемориальной доске, установленной на здании СЭС. Но так ли это?

Тогдашний главный врач СЭС В.Бермант вспоминал, что Высоцкий выступал у них после своего возвращения со съёмок фильма "Как царь Пётр арапа женил". На съёмки же он ездил приблизительно в середине гастролей, которые начались 2 октября. А теперь слово самому Высоцкому:

"Вчера мы снимали маленькую сцену. Как говорят, в кино никогда не опоздаешь. Я рвался, тут отпрашивался от спектаклей (выделено мной, – М.Ц.),... в результате мы сняли три метра полной ночи. Можно было даже кошку снимать вместо меня...".*8

Таким образом, дата 1 октября, совершенно очевидно, неверна.

Но прав ли В.Ковтун, датируя выступление в СЭС 8-м октября? В воспоминаниях В.Берманта встречаем слова: "Был то ли четверг, то ли пятница".*9 8 октября 1975 года приходилось на среду. Возможно, Бермант ошибся, запамятовал день? Читаем дальше:

"По окончании выступления мы отвезли Высоцкого на комбинат прикладного искусства (КПИ)... Через день (выделено мной, – М.Ц.) около 11 утра мы снова встретились с Владимиром Семёновичем на пристани возле Речного вокзала... Погрузились на небольшое судёнышко и доплыли на нём до Аксая – это от Ростова в 10 километрах. Там мы высадились и пробыли несколько часов. Высоцкий ел уху и не пил ни грамма".*10

А теперь обратимся к другим воспоминаниям. А.Шихачевский, семью которого посетил Высоцкий (воспоминания опубликованы в той же газете "Высоцкий: время, наследие, судьба"), сообщил, что он сделал надпись на стамеске "10.10.75" – в память о визите. Кстати, во время визита Высоцкий надписал Л. и Ю. Шихачевским свою пластинку и поставил на ней ту же дату – 10 октября.

Таким образом, получается, что В.Бермант прав, и концерт на СЭС состоялся в четверг – 9 октября? (Кстати говоря, поход по Дону руководителя и работников санэпидстанции логичнее выглядел бы именно через день, в субботний выходной). До конца я в этом не уверен, но, во всяком случае, можно утверждать одно: выступление было не 1-го числа, а 8-го или 9-го.

Ещё одни воспоминания вносили сумятицу в хронологию событий октября 1975 года. В.Ханчин, описывая парусный поход Высоцкого по Дону, вспоминал: "В тот день мы подарили ему на память небольшую модель яхты. А он достал красивую чеканку паруса и написал: "Дорогому Севе Ханчину. Мы научились штопать паруса и затыкать пробоины телами. Высоцкий. г.Ростов-Дон. 11 окт. 75 г.".*11

Описания походов по Дону, данные В.Бермантом и В.Ханчиным, в значительной степени расходятся. Совершенно очевидно, что это – два разные события, причём поездка с Ханчиным и яхтсменами состоялась раньше. Но почему тогда Высоцкий, надписывая чеканку для Ханчина, поставил дату 11 октября? Загадка оставалась без ответа, пока В.Ханчин в беседе с В.Громовым, наконец, уточнил: "Был я с Володей на выступлении на заводе "Гранит"... Ему дарили много разных сувениров, и один из них – чеканку – он мне надписал 11 октября, по-моему, днём в гостинице".*12

Один из концертов Высоцкого в Ростове не состоялся... Ведущие актёры "Таганки" – в том числе, естественно, и Высоцкий, – были приглашены на выступление в редакцию областной газеты "Молот". Высоцкий приехал в редакцию прямо из аэропорта, но напрасно: его выступление уже запретили. Актёры выступали в "Молоте" без него, а Высоцкого организатор концерта просто проводил до автобусной остановки...

Такое в жизни Высоцкого бывало и раньше... Понятно, почему в тот же день Высоцкий сказал на концерте в санэпидстанции: "И напрасно начинают клевать во всяких газетах и во всяких там передачах по радио, и ещё где-то, начинают говорить, что это – низкий сорт. Низкий сорт песенного творчества – авторская песня?! Это неправда. Потому что во всём мире ею занимаются уже лет тридцать-сорок, это считается высшим сортом".*13

Увы, разбудить здравый смысл во власть предержащих даже Высоцкому было не под силу. Кстати, унизительное запрещение выступить в "Молоте" было не единственной неприятностью Высоцкого в Ростове. Были ещё два тяжелейших приступа почечной колики, а "на закуску" – звонок из КГБ. Высоцкого обвиняли в том, что он ездил в казачий курень и пел там антисемитские песни. Как было работать в таких условиях?

Но Высоцкий работал. Каждый день спектакли и сольные выступления: 9 октября – на заводе "Гранит", на следующий день – на комбинате прикладного искусства и отдельно – в керамическом цехе того же комбината. После концерта Высоцкому преподнесли сувениры, изготовленные художником Л.Шихачевским. Узнав, что тот – инвалид войны и почти не выходит из дома, Высоцкий сам отправился навестить его, спел для нового знакомого несколько песен и подарил свою пластинку, о чём речь уже шла выше.

Помимо перечисленных выступлений, у Высоцкого были ещё концерты в Электротехническом техникуме и в ростовском Дворце спорта, где он принял участие в концертной программе, в 1-м отделении.

О других выступлениях в Ростове информации нет и, судя по всему, их и не было. Как вспоминал В.Бермант, после отъезда "Таганки" его, в числе прочих руководителей, вызывали на "проработку" в обком КПСС, где речь шла о семи выступлениях Высоцкого. Именно такое количество нам на сегодняшний день и известно.

Любопытно, что отнюдь не все в Ростове, – не исключая и журналистов, пишущих о Высоцком, – знают точное число концертов. Скажем, "Деловой Ростов", опубликовавший в номере от 25.07.–1.08.2001 г. беседу с сыном В.Берманта, встречавшегося в те дни с Высоцким, утверждает, что концерт в СЭС был единственным. Многочисленные свидетельства опровергают эту информацию.

Кроме Ростова, в тот приезд Высоцкий побывал ещё в Таганроге и, возможно, в Азове и Волгодонске. Говорим "возможно" по двум причинам. Во-первых, упоминание о визитах Высоцкого в эти города содержатся только в воспоминаниях таганского актёра В.Смехова. Когда же автор этих строк попросил Смехова поделиться воспоминаниями о тех поездках, ветеран "Таганки" никаких деталей припомнить не смог, что, разумеется, вполне естественно – таких выездных выступлений в практике "Таганки" было великое множество. Во-вторых, сомнение в возможности приезда Высоцкого в Волгодонск и Азов вызывает знание его весьма напряжённого графика спектаклей и концертов, о котором говорилось выше. К тому же, все мемуаристы сходятся на том, что Высоцкий улетел в Москву до конца гастролей – после второго приступа почечной колики, который случился 12 октября. Так что здесь остаётся ещё много вопросов.

Иное дело – Таганрог. Тут мы имеем твёрдое доказательство – воспоминания М.Никитина, в то время – директора ДК им. Ленина, опубликованные в газете "Высоцкий: время, наследие, судьба" (1995 г., № 22).

По словам Никитина, он, увидев спектакли "Таганки" в Ростове, решил пригласить москвичей в Таганрог. Он договорился с директором "Таганки" Н.Дупаком о двух спектаклях. Когда в кабинет неожиданно зашёл Высоцкий, Никитин предложил ему дать в Таганроге концерт. Высоцкий согласился, но воспротивился Дупак, сказавший, что Высоцкий плохо себя чувствует.

Видимо, так оно и было, поскольку, по словам того же Никитина, когда все актёры в перерыве между дневным и вечерним спектаклями (оба раза "Таганка" давала "Павших и живых") отправились на экскурсию по городу, Высоцкий отдыхал на заводской даче.

Трудно сказать, можно ли полностью доверять воспоминаниям Никитина. В блокноте Высоцкого, который он брал в Ростов, его собственной рукой записано расписание спектаклей. Против 6 октября – запись: ""Павшие" – утро и вечер".*14 Таким образом, выходит, что Никитин приглашал москвичей в Таганрог не по своей инициативе, а в соответствии с планом гастролей театра в Ростовской области.

Поклонник творчества Высоцкого Юрий Анисимов, приславший мне письмо, в те годы жил в Таганроге:
"На следующий день на работе, как взрыв бомбы, известие: 6 октября Таганка приезжает в Таганрог в ДК завода "Металлург", даёт "Павших", два спектакля, днём и вечером, на дневной по предприятиям города выделены маленькие квоты, а весь вечерний забил сам завод плюс всё начальство города. Тут же послали гонцов от профсоюза, начался делёж, грабёж, интриги, выбивание отгулов (был рабочий день), короче нам, как заводилам, билеты всё же достались, причём где-то в первых рядах партера. И вот 6 октября. Перед ДК не протолкнёшься, включён светомузыкальный фонтан, что редко бывало, музыка, короче праздник не ниже Первомая. Купили программку (хранится до сих пор), сели, началось.
Известно, что спектакли на Таганке построены так, что каждый артист играет несколько ролей. И вот первый (по программке) выход ВВ в роли М.Кульчицкого, а вышел Лёня Филатов. Тяжелый вздох прошёл по всему залу – не приехал. Но вскоре уныние прошло: артисты, постановка, игра – высший класс. Я то знал, на что иду, ещё в 69 году я был на двух спектаклях Таганки в Москве, а тут весь зал принял любимовские правила игры, что удивительно для провинциального Таганрога. И всё уже устаканилось, полспектакля прошло на ура, как вдруг в полнейшей тишине выходит в роли Чарли Чаплина Сам и что-то начинает говорить по тексту – все молчали и смотрели на него, как на Бога, посетившего на часок наше захолустье. Потом грянула овация, потом он был Гитлером, потом С.Гудзенко, потом к нему привыкли и он спустился на землю и стал простым актёром и все следили уже за спектаклем. Были и песни по спектаклю, мы фотографировали. Что запомнилось, запястья на обоих руках у него были перебинтованы, это хорошо видно на одном из снимков... Потом мы с большой толпой стояли у служебного выхода, ждали, стали выходить артисты и садиться в "Икарус". ВВ среди них не было, так что, наверное, правильно пишут, что на экскурсию по городу ездили без него.. На вечернем спектакле, говорят, было много приветствий от города, подарили Театру какую-то вазу, о чем была заметка в газете "Таганрогская правда"".*15

Заметка в "Таганрогской правде" появилась 8 октября 1975 г. Корреспондент А.Семёнова сообщала, что "наибольший успех в этом поэтическом представлении выпал на долю Владимира Высоцкого. Он сыграл очень разнохарактерные роли Чарли Чаплина, Гитлера, поэта С.Гудзенко, исполнил вместе со всеми актёрами песни собственного сочинения, Б.Окуджавы, С.Вертинского (так в тексте, – М.Ц.) и других авторов".*16

После вечернего спектакля Высоцкий, видимо, почувствовал себя лучше. Как вспоминал В.Смехов, они "попали в гости к зрителям, задирались, "мальчишничали" друг с другом..., потом ухаживали за девушками, благородно и безрезультатно. На пороге дома А.Чехова шутили в пользу этих "чеховских барышень", искали глазами вишнёвые сады, Володя смачно цитировал только что сыгранного с блеском Лопахина, а, вспомнив, что отсюда родом мой однокурсник, к которому мы с единодушной симпатией относились, сочинили на пару двустишие: "Где родились Высоковский и Чехов, нынче гуляют Высоцкий и Смехов".*17

Итак, в Таганроге Высоцкий выступал как актёр труппы "Таганки", но сольных выступлений у него не было. Возможно ли, что они состоялись в другое время?

Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть положительным. В 1991 году в газете "Таганрогский вестник" помещена фотография Ю.Милушева с подписью: "Высоцкий в Таганроге".*18 Беда, однако, в том, что фотография эта – фальшивка. Она выполнена с рисунка, причём, весьма неудачного. Особенно плохо справился художник с руками модели, изобразив их попросту анатомически неверно.

Может быть, Высоцкий выступал в Таганроге, но фотографии не сохранились? Или Милушев сознательно дурачил читателей? Пока это загадка, но ситуация в какой-то мере проясняется рассказом цитировавшегося выше Юрия Анисимова:

"По городу запестрели афиши, что уже в городском ДК где-то числа 17-20 октября будут творческие встречи-концерты с ведущими актёрами Таганки. В числе участников была фамилия Высоцкого. Конечно, билеты мы достали. Ещё один факт: примерно через неделю после Таганрога по ростовскому ТВ была показана в прямом эфире встреча с ведущими артистами и Любимовым. Большая по времени передача, артисты читали стихи, показывали отрывки из спектаклей, отвечали на вопросы. Так вот, Высоцкого среди них не было. Ведущий всё время спрашивал: "А где Высоцкий?", чем очень раздражал Любимова. Тот сначала как-то отмалчивался, а потом вспылил: "Что, других актёров что ли нет, кроме Высоцкого?" Было видно, что он зол за что-то на него, это чувствовалось во всём. А ведущий снова: "Ну где Высоцкий?" По правде говоря, я тоже сидел возле ящика и всё кричал: "Где Высоцкий?", поэтому подробности передачи помню смутно. Значит, к концу гастролей его в Ростове уже не было. В душу закрались сомнения, что ВВ в Таганроге мы больше не увидим, но никто в это верить не хотел. На концерте я не был. Буквально дня за 2 по семейным делам я срочно уехал из города и когда вернулся – концерты уже прошли. Но на них ходили мои друзья и рассказали, что ВВ не было, но кто-то из артистов пел его песни и очень похоже. Вот откуда, видимо, пошли разговоры о таганрогском концерте Высоцкого!"*19

Как видим, "белых пятен" в биографии поэта осталось ещё много. Если вам известны какие-нибудь детали пребывания Высоцкого на Дону, пожалуйста, напишите мне. Любая помощь будет принята с благодарностью.

Рекомендуем: