Вначале – несколько строк из энциклопедии. Филокартия – коллекционирование открыток. Открытка – особый вид почтовой карточки для письма без конверта.

"Первая почтовая карточка выпущена в 1869 году в Австро-Венгрии. Принято считать, что идея снабдить карточку иллюстрациями родилась во время франко-прусской войны 1870-1871 годов в воюющих армиях Франции и Германии. Некоторые из солдат стали сопровождать посылаемые родным почтовые карточки рисунками. Эта идея была оперативно воспринята коммерсантами. По французской версии, первая иллюстрированная почтовая карточка (открытка) была выпущена книготорговцем Леоном Бенардо из Бретани, по немецкой, – книготорговцем А. Шварцем из Ольденбурга.
Начинание оказалось успешным, и идея открытки быстро распространилась по остальным странам. В России открытка увидела свет в 1895 г. Первые советские открытки датируются ноябрём 1917 года. В 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже принят международный стандарт открытки: 9?14 см, который был изменён в 1925 году на другой – 10,5?14,8 см. Первоначально её оборотная сторона предназначалась для адреса (специального места для письма не предусматривалось), с 1904 года её левая половина отведена для короткого письма".*1

Открыток с изображением Владимира Высоцкого выходило несколько десятков, но при этом надо сказать, что большинство из них являются исключительно предметами коллекционирования, и не могут быть использованы по первоначальному назначению – то есть, отправлять их без конверта нельзя.

Первым попытался систематизировать все открытки с изображением Высоцкого ведущий российский специалист по коллекционированию предметов высоцкинианы Фёдор Безруков. Пятый выпуск из серии его брошюр "В твою коллекцию" (Москва 2005 г.) целиком посвящён филокартии. Работа, безусловно, заслуживает уважения и внимательного рассмотрения, но не все почтовые карточки, имеющие отношение к Владимиру Высоцкому, учтены Ф.Безруковом в его издании, вышедшем исключительно малым тиражом 25 экземпляров.

Самая первая открытка с изображением Высоцкого подписана к печати 19 июня 1968 года. Эта открытка могла быть отправлена по почте, поскольку имела на оборотной стороне место для адреса и текста. В качестве фотографии использован снимок, сделанный фотографом Г.Тер-Оганесовым по заказу Бюро пропаганды советского киноискусства.

В 2007 году я позвонил Г.Тер-Ованесову и попросил рассказать об истории появления этого снимка. К сожалению, беседы не получилось. По словам фотографа, снимок был сделан в Москве в его мастерской в 1967 году, более никаких деталей узнать не удалось. Г.Тер-Оганесов разговаривал с раздражением, более напирая на тот факт, что он в своей жизни фотографировал тысячи артистов, среди которых Высоцкий был далеко не самым лучшим. Через некоторое время на одном из посвящённых Высоцкому интернет-форумов была опубликована беседа Г.Тер-Оганесова с репортёром Б.Кудрявовым, из которой было видно, что ныне покойный фотограф Владимира Высоцкого просто не любил. Таким образом, стало понятно, почему он не захотел рассказывать о своей фотосессии с Высоцким...

Следующая по времени открытка с Высоцким была выпущена в 1976 году "Укртелефильмом". На этой открытке места для адреса уже нет, вместо него на обороте указаны фильмы, в которых снимался актёр, а на лицевой стороне использован кадр, сделанный Тер-Ованесовым. Не тот, что был использован на предыдущей открытке, но явно сделанный во время той же сессии 1967 года. Эта открытка переиздавалась ежегодно до 1980 года включительно. Единственная разница между изданиями заключается в том, что в последующих на обороте указаны очередные киноработы Владимира Высоцкого.

Ещё два снимка Г.Тер-Ованесова использованы на открытках, выпущенных в 1987 году Всесоюзным бюро пропаганды киноискусства. На оборотной стороне тоже указаны фильмы, в которых снимался Высоцкий, но здесь не обошлось без ошибок: в список включены ленты "Ждите писем" и "Эхо далёких снегов", в которых Высоцкий не играл, а также картина "Грешница", – где Высоцкий хоть и снимался, но эпизод с его участием был вырезан, и в окончательную редакцию фильма не вошёл.

При жизни Высоцкого открытки с его фотографиями выходили очень редко. Собственно, кроме уже упомянутых, известны всего четыре. Две выпущены в 1974 году в Ленинграде (набор "Ленфильм-74") и представляют собой кадры из фильма режиссёра И.Хейфица "Плохой хороший человек". Ещё одна издана в Ленинграде в 1977 г. На ней запечатлён кадр из кинофильма "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" – Высоцкий в роли Ибрагима Ганнибала и А.Петренко в роли Петра Первого. В том же году в Риге вышла открытка, на которой запечатлён Высоцкий и исполнительница роли Наташи Ртищевой И.Мазуркевич.

Количество фотографий с изображением Высоцкого увеличивалось по мере того, как делалось "можно". В 1981 году их вышло две, обе – с одним и тем же фото работы В.Плотникова. В тот год об издании целого набора с изображением Высоцкого ещё и помыслить было нельзя, но уже удавалось почти контрабандно засунуть его фото между другими. Так и поступили авторы комплектов "Актёры советского кино" и "С любовью к театру и кино", сумевшие "протащить" в свои издания упомянутые выше фотографии.

Через два года в Латвии вышел комплект открыток "Маргарита Терехова". На одной из них, в сцене из кинофильма "Четвёртый", актриса запечатлена рядом с Высоцким.

Ещё через год, в 1984-м, – снова кадр из "Четвёртого", и опять изданный в Латвии. На этот раз Высоцкий снят вместе с А.Джигарханяном, что вполне естественно, ибо эта открытка входила в комплект "Армен Джигарханян".

И опять через год – новая победа рижских почитателей Высоцкого. Тиражом 85 тысяч экземпляров была выпущена открытка с кадром из телефильма "Место встречи изменить нельзя". На снимке – Владимир Высоцкий и исполнительница роли Маньки-Облигации Лариса Удовиченко.

В начале и середине 1980-х гг. включение фотографий Высоцкого, на которых он снят вместе с коллегами по актёрскому цеху, было практически единственным способом показать его изображение людям. В 1985 г. ленинградский "Печатный двор" выпускает в свет комплект открыток "Валерий Золотухин". Естественно, составители не упустили возможности включить туда открытку с кадром из фильма "Хозяин тайги", где Золотухин играл Серёжкина, а Высоцкий – Ивана Рябого.

В 1989 г. в Риге был издан набор открыток "Барды, кино, время", состоящий из фотографий поющих поэтов, которые либо сами снимались в кино, либо писали песни для фильмов. Естественно, на одной из открыток помещена фотография Владимира Высоцкого.

Постепенно имя Высоцкого перестало вызывать оторопь у властей, и этим немедленно воспользовались его почитатели, к числу которых можно было смело причислить почти всё взрослое население Советского Союза. Иначе чем всенародной любовью невозможно объяснить астрономические тиражи комплектов фотографий Высоцкого, выпущенных в конце 1980-х гг. При сегодняшних книжных тиражах в эти цифры трудно поверить, но так было. Вышедший в Киеве комплект "Владимир Высоцкий, поэт и актёр", выдержал три издания – в 1986, 1988 и 1989 годах. Общий тираж – 1 миллион 350 тысяч экземпляров! Так же тремя тиражами в 1988 и 1989 гг. был выпущен московским издательством "Планета" набор открыток "Владимир Высоцкий". Было продано 2 миллиона экземпляров. В 1987 году разошлось двести тысяч комплектов "Владимир Высоцкий в кино и на телеэкране". На этом уровне тираж в 14 тысяч, каким был издан набор "В.Высоцкий. Фотографии разных лет", выглядит просто смехотворно.

После 1989 г. комплекты открыток с фотографиями Высоцкого не издавались вплоть до 2007 года, когда в Самаре было осуществлено издание "Куйбышевский Олимп Высоцкого", приуроченное к 40-летию его выступлений в этом городе. Было отпечатано всего 2 тысячи экземпляров, но и времена были уже другие. (Кстати, в той же Самаре в 2006 г. был издан набор открыток "Стихи и песни о Волге". На одной из них помещён текст стихотворения Высоцкого "Как по Волге-матушке..." Вообще, по числу открыток, посвящённых Высоцкому, Самара – безусловный лидер. Помимо вышеупомянутых, там были выпущены ещё две фотооткрытки: одна с изображением памятника Высоцкому работы М.Шемякина, а другая – со снимком, сделанным во время ежегодной парусной регаты его памяти.)

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что в 1990-е гг. не только комплекты фотографий Высоцкого не издавались, но и отдельных открыток было немного, причём все они относятся к категории самиздата.

Последняя на сегодняшний день открытка, посвящённая Высоцкому, была выпущена в Калининграде. На ней изображён памятник Высоцкому, открытый в этом городе. 25 января 2008 г. на открытке ставилось спецгашение "70 лет со дня рождения В.С.Высоцкого".

Однако, тема "Высоцкий в филокартии" не подошла к концу, а просто приняла несколько иное направление. Стали проводиться выставки и различные мероприятия памяти Владимира Высоцкого, в честь некоторых из них выходили открытки. Первым изданием такого рода стала пригласительная открытка на выставку "Поэт в России. Пушкинские традиции в творчестве и судьбе Владимира Высоцкого", открывшуюся 6 июня 1999 года в Государственном культурном Центре-Музее В.С.Высоцкого. Там же 20 июля 2004 года открылась выставка "Я жив – снимите чёрные повязки", – и снова была выпущена памятная открытка.

Подобные сувениры издавались не только в Москве. В моей коллекции есть изданная в Риге в 2006 году пригласительная открытка на высоцковские литературные чтения "Латвия помнит", и выпущенная в Санкт-Петербурге рекламная открытка, сообщающая о премьере спектакля "Демарш энтузиастов", поставленного по произведениям нескольких авторов, в том числе – Высоцкого.

Особый раздел составляют открытки, выпущенные в Польше. Как известно, Марлена Зимна, организатор и директор музея в городе Кошалине, ежегодно устраивает международные фестивали – и к каждому из них выходит либо открытка, либо программа в открыточном формате.

Ещё один раздел высоцковедческой филокартии – открытки, посвящённые выходу книг. Пока таких открыток две. Первая отпечатана в 1994 году в количестве 3500 штук. Она вкладывалась в семитомник произведений Высоцкого, выпущенный в Германии издательством "Verlag".

Тираж другой открытки точно неизвестен, но, по моим данным, он не более нескольких сотен. Открытка представляет собой рекламу выпущенной в США в 2004 г. книги медиума и астролога Татьяны Таники "Channeling Vysotsky".

К этому же разделу примыкает выпущенное в открыточном формате приглашение на премьеру книги "Владимир Высоцкий. Поэзия и проза", которая состоялась 24 апреля 1989 г. в Москве.

Следующий раздел составляют тоже рекламные карточки, но несколько иного свойства. На Западе многие исполнители перед выходом в свет своих компакт-дисков издают открытки. В данном случае нас интересуют только певцы, включившие в свои диски песни Высоцкого. Таких открыток набирается уже немало. Их выпускали швейцарская певица Клара Моро и датчанин Пер Варминг, немецкая группа "Эйнхорн" и французская "Миничиливс", наша соотечественница, живущая в Голландии, Ирэна Филиппова и урождённый голландец Йохан Мейер... Все эти открытки есть в моём собрании, большинство – с автографами исполнителей.

И, наконец, последний раздел филокартической высоцкианы. Этот раздел не учтён нигде – и по понятной причине, ибо создал его я сам. Когда я бываю в тех местах, где Высоцкий или бывал сам, или упомянул в своих произведениях, я посылаю открытки сам себе. Путешествую я немало, так что этот раздел коллекции всё время пополняется.
Из почтового отделения, расположенного на Эйфелевой башне в Париже, я послал открытку с текстом: "И уже плевал я, Ваня, с Эйфелевой башни \\ На головы беспечных парижан". Из Буэнос-Айреса – "Но Христа распятого в половине пятого не пустили в Буэнос-Айрес". Из Монтевидео – "А впереди шмонали уругвайца..." Из Лондона ко мне домой отправилась открытка с видом Кенсингтонского дворца, расположенного примерно в 500 метрах от здания советского посольства, где Высоцкий выступал в феврале 1975 года. В день семидесятилетия со дня рождения Высоцкого я отправил открытку с острова Таити:
Пришвартуетесь вы на Таити
И прокрутите запись мою,
Через самый большой усилитель
Я для вас на Таити спою.

Так я стал обладателем ещё одного уникального филокартического сувенира.

Рекомендуем: