М.Ц. – Я хотел бы начать наш разговор с новости радостной для всех, кто любит Владимира Высоцкого: в Польше обнаружена неизвестная документальная съёмка с его участием, сделанная в 1967 году, как оказалось, у Вас дома.*1 Пожалуйста, расскажите об этом случае.
С.С. – Приятно слышать, что эту запись нашли. Как мне кажется, это был очень интересный момент. Да, всё верно, это было у нас с Володей Ивашовым*2 дома.

М.Ц. – По какому адресу Вы тогда жили?
С.С. – 2-я Фрунзенская улица, дом 7, квартира 12.

М.Ц. – А почему запись делалась именно у Вас дома?
С.С. – У нас был друг, польский оператор по имени Ежи,*3 они дружили с Володей Высоцким. Володя стал уже известным, и вот поляки захотели сделать передачу о том, как такой известный человек проводит своё свободное время.
Свободное время у Володи иногда бывало, а вот квартиры, по-моему, не было. А если и была, то какая-то конура. Володя обратился к Эдику Кеосаяну, чтобы встречу организовать у него, но Эдик не захотел с этим возиться, и позвонил нам с мужем. Я взяла на себя бремя организации этой встречи. Должна Вам сказать, что это было нелегко, в том числе, и в финансовом плане. Я готовила, накрывала на стол, ждала этих людей. Это же не просто гостей принять, это же надо подготовить место работы для операторов. Помните, возможно, какие тогда у них были большие камеры!

Приехали они к нам часов в одиннадцать вечера, а уехали уже утром. Сперва снимали, потом догуливали, пили, веселились... У нас дом всегда был хлебосольный. Вот такую миссию мы с Володей Ивашовым выполнили.
Причём, насколько я помню, в этой передаче не говорилось, что это наша квартира. Просто собрался круг друзей Володи Высоцкого. Как мне помнится, это снималось для польской хроники. Помните – раньше перед фильмами показывали хронику? Вот, в Польше было так же. Кстати, сама я весь смонтированный материал никогда не видела. Я думаю, там материал должен быть минут на десять.

М.Ц. – В числе присутствовавших на этой записи Вы упомянули режиссёра Кеосаяна, в 1965 г. снявшего художественный фильм "Стряпуха", в котором Вы играли вместе с Высоцким. Ваше знакомство с ним относится к тому же времени?
С.С. – Да, кажется, незадолго до съёмок.

М.Ц. – А что Вам запомнилось из периода совместной работы с Высоцким?
С.С. – Ну что запомнилось... Я очень люблю эту картину, считаю, что роль у меня вышла замечательно. Я тогда впервые была исполнительница главной роли. Мне кажется, что сейчас эту картину любят ещё больше, чем когда она только вышла. Я считаю, что это фильм из золотого фонда нашей российской кинематографии. Я даже удивляюсь, как Кеосаян, который всё-таки по происхождению армянин, снял такой замечательный фильм о русской деревенской жизни. Мне очень нравится там музыка Мокроусова, мне нравится работа оператора. Есть в этом фильме душа... Люблю я его.
Вас, наверное, интересуют моменты, связанные с Высоцким? Вот я помню, что мой муж, который тогда снимался в "Герое нашего времени", приезжал к нам в станицу, где мы работали над нашим фильмом. Володя Высоцкий надиктовал ему, кажется, двенадцать своих новых песен, а Володя Ивашов на слух их запомнил.

М.Ц. – А почему Высоцкого в картине переозвучили?
С.С. – Вот этого я не знаю.

М.Ц. – В фильме персонаж Высоцкого, Андрей Пчёлка, поёт песню под гармонь. Высоцкий умел играть на гармони?
С.С. – Думаю, что нет. Насколько я понимаю, он просто делал вид, что играет, а на самом деле просто меха растягивал.

М.Ц. – Приходилось читать, что у Высоцкого на съёмках были не всегда гладкие отношения с режиссёром.
С.С. – Да нет, у них были очень хорошие отношения. Эдик и позвал Володю, чтобы как-то помочь ему материально. Володя уцепился за эту роль. Хоть и небольшая она, а всё-таки какие-то деньги.

М.Ц. – Между "Стряпухой" и "Местом встречи изменить нельзя", где у Вас была ещё одна творческая встреча с Высоцким, прошло тринадцать лет. Вы в эти годы продолжали общаться с Высоцким?
С.С. – Да, мы встречались. Мы не были особенно близкими друзьями, но очень хорошо друг к другу относились. Его обожали все – наша семья, мои дети. А мой Володя просто обожал Высоцкого. Поэтому мы и согласились на все эти хлопоты, связанные с киносъёмкой в 1967 году.

М.Ц. – Расскажите, пожалуйста, о своей роли в "Месте встречи..."
С.С. – Ну это не роль, это эпизод. Пригласил меня играть Говорухин, а Володя мне помог во время съёмки. Он подал идею, чтобы наш с ним диалог происходил не в комнате, где должна была лежать убитая Лариса Груздева, сестру которой я играю, а на кухне. И мне это очень помогло. Вы понимаете: когда женщины переживают, они должны или стирать, или мыть, или есть. Что-то в этом роде. Убирать, стирать, гладить...
А мне в руки дали тарелку и полотенце, и вся эта пластика легла на состояние этой моей героини по имени Надежда. А потом уже я предложила кое-что. Я сказала, что, наверное, не бывает так, чтобы труп так долго лежал в комнате. Я говорю: "Очертите мелом то место, где лежало тело. Так обычно делают. А я войду – и испугаюсь того, что на полу очерчен контур трупа моей сестры". И я считаю, что психологически это правильно было сделано. На мой взгляд, эпизод получился. Недавно пересматривала этот фильм, и знаете, мне очень понравилась наша сцена с Володей.

М.Ц. – На съёмках "Места встречи..." Высоцкий попробовал себя в качестве режиссёра...
С.С. – Слава Говорухин, как мне показалось, устал снимать этот фильм. Я помню, он как-то посмотрел на небо и говорит: "Не надо снимать. Скоро дождь пойдёт". Как повод не работать. А Володя Высоцкий уже готовился сам снимать свой первый фильм, и Слава давал ему возможность самому снимать какие-то куски.

М.Ц. – Вы сами присутствовали при этом? Как Вам кажется: у Высоцкого были способности режиссёра?
С.С. – Присутствовала. Задатки режиссёра у него были – это несомненно! На мой взгляд, он был очень хорошим "актёрским" режиссёром, чувствовал материал. Если бы Володя стал режиссёром и пригласил меня сниматься, я бы побежала без оглядки!

3.01.2007 г.

Рекомендуем: